Старинные головные уборы чувашских женщин делятся на две группы: покрывала и шапки.
К группе покрывал относятся головная повязка (сурпан) с перевязью (масмак), а также платок (пус тутри) с перевязью и чалма. Это уборы замужних женщин. Сюда же относится покрывало невесты (пěркенчěк).
Украшение сурпанов и способы их ношения в этнографических группах имели свою специфику. У низовых сурпан был длинный (почти 2,5 м) и покрывал голову. Средняя часть делалась из белого полотна, а концы сурпанов украшались узорноткаными полосками, лентами (хаю), позументом (ука), кумачом (сентел), кружевами (шатакла). Узорнотканые полоски выступали на сурпанах в виде таких узоров, как квадраты, ромбы, кресты и т. п. Сурпан низовых закреплялся головной повязкой (пус тутри).
Сурпан чувашек анат енчи был короче, украшения были несколько уже - это тканые или кумачовые полоски, вышивка, белые кружева. Сурпан одевался по-другому, с помощью повязки масмак.
Сурпаны верховых чувашек были недлинные (120-150 см), узкие. Их изготовляли из тонкого полотна с двусторонней вышивкой. Геометрические узоры вышивок, как и у анат енчи, размещаются ярусами. Концы сурпанов украшались бахромой (сусе, ярапа), разноцветным бисером (шарса).
Женские головные повязки масмак бывают двух видов: у анат енчи и анатри они широкие с крупными узорами, у вирьял-узкие, вышитые мелкими геометрическими фигурами, обычно на полоске цветной ткани. Орнамент узоров на масмаках очень разнообразный-это фигуры коней, птиц, драконов, целые орнаментированные "картины" сотворения мира.
Женщины анат енчи и анатри в прошлом носили чалму - косынку из тонкого белого холста, ею закрывалась вся голова (у чувашских женщин бытовал обычай не показывать волосы). По краям чалмы размещалась вышивка.
В национальном женском костюме большую роль играют головные уборы из бисера, мелких раковин каури и монет.
Возникли они разными путями, претерпевали изменения, а позже стали обозначать возрастную и социальную принадлежность их носителей. В чувашских женских украшениях содержатся не только народные понятия о красоте, сложившиеся в течение тысячелетий, но и следы миропонимания наших предков. Древнейшей функцией украшений было, без сомнения, их магическое предназначение (обереги), защита от злых духов и других опасностей.
Полный комплекс украшений представлен в праздничных и свадебных нарядах. Чувашская женщина, облаченная в полный свадебный наряд, носила одежду и украшения весом около одного пуда, в том числе серебряные монеты весом 2-3 кг.
В комплекс украшений, выполненных в технике шитья бисером и серебряными монетами, а также из драгоценных металлов и камней, входят головной убор девушки тухъя, головной убор женщины хушпу, нагрудные и шейные наряды (ама, шўлкеме, алка, мая, суха), перевязь (тевет), подвески (сарка), браслет (сула), кольцо (сере), поясные подвески-нахвостник (йěс хўре), поясной кошелек (енчěк), поясное зеркальце (тěкер) и др.
Головные уборы встречаются трех типов: в виде широкого обруча с расширяющимися кверху сторонами, полусферические (с закрытым верхом) и в форме шапки с открытым навершием. Хушпу имеет твердый остов, наспинную часть (хўре), украшена она монетами, бисером, раковинами каури, кораллами. Головная часть убора покрывалась семью или девятью рядами бляшек или нухраток, центральная часть украшалась узорами из ромбиков и крестиков (числом по девяти) из красных, желтых и зеленых бисеринок. На "ушах", наспинной части, по краям хушпу вешали монеты, которые при движении (пляске) издают легкий звон. В хушпу явно ощущается стремление его создателей подчеркнуть связь красоты формы с музыкальностью.
Тухья и хушпу
Тухъи бывают двух видов - островерхие и без острия. У тухъи нет наспинной части. Девичьи уборы сплошь покрыты узорами из бисера. Серебро использовалось при украшении наушных деталей и нижних краев. Красиво оформлялся козырек убора-красным кораллом, монетами. Рядами бус составлялись яруса, ромбы и другие геометрические узоры. На височной части размещались по тринебольшие кисти из красных, белых и зеленых бисеринок.
Сугубо девичьим головным убором была тухъя, ее уже не могла носить женщина. Тухъя не только овеществляет понятие о красоте, но и хранит следы давно ушедшей в прошлое магической функции.
Женскими украшениями считались сурпан сакки, пус хысě, сурпан хысě, девичьими-шўлкеме, шейные украшения и ушные подвески (их носили также молодые женщины), украшения из лент.
В то же время некоторые украшения были общими для женщин и для девушек-это сара, тевет, ама и др.
В чувашский женский наряд входили поясное и набедренное украшение-сара и яркач. Их вышивали шерстяными и шелковыми нитками, украшали нашивками. Длинная бахрома обогащала эти наряды, а при движении оживляла весь костюм женщины. Орнамент узоров - геометрический, связанный с представлением о модели мира. Использовались и стилизованные изображения деревьев, цветов, листьев.
Нагрудные украшения
В одном ряду с тухья и хушпу находятся и девичьи нагрудные украшения - шуклеме и ама. Девичье шўлкеме, в отличие от женского, не имело трехугольной детали в верхней части и было одноярусным.
Шўлкеме верховых чувашек состояло из двух одинаковых частей: собственно шўлкеме и сурпан сакки, соединенных в два яруса, и имело квадратную форму, а у низовых и средненизовых - соответственно полуовальную и прямоугольную.
По своей конструкции ама (другое название-хěрес сакки) существовал в двух видах:
- ама из отдельного нагрудника и
- нагрудник ама с наспинной частью пус xысě.
Шўлкеме и ама украшали серебряными монетами, рядами разноцветного бисера, бусами, раковинами.
Тевет.
Среди шитых бисером, украшенных серебром нарядов особое место занимает женское и девичье украшение в форме перевязи - тевет. Надевали перевязь через левое плечо.
Женщины носили ее на свадьбах, девушки - во время весеннего обряда девичья пашня, на хороводах и осенних праздниках, посвященных молотьбе, первому хлебу или льну.
Тевет представляла собой широкую (до 10-12 см) полосу, сшитую из холста с подкладкой. Она украшалась узорной тесьмой (по краям) с нашитыми на ней рядами бисера и раковин, рядами монет, бисера. На концах тевети вышивались узоры - изображения светил, очертания гор, деревьев.
Ука /Суха/ Тенкěллě мая
Девушки носили шейные ожерелья ука, на холщовую или кожаную основу которых нашивали бусы, бисер, монеты. Суха (май шарси) изготовлялась также в виде густой сетки, составленной из бус, нанизанных на нитки; нижний ряд их составлялся из монет.
Ожерелья низовых чувашей состояли главным образом из монет и назывались тенкěллě мая.
Очень важна была знаковая функция одежды - она показывала отличия по возрасту, семейному положению, имущественному состоянию, ритуальному назначению (свадебная одежда, одеяние предводителей религиозных обрядов и т. д.). Знаковые различия проявились прежде всего в головных уборах и украшениях. Так, сурпан, масмак, хушпу, головной платок пус тутри являлись уборами замужних женщин. В свадебном обряде существовал специальный обряд одевания сурпана.
Свадебная одежда (туй тумě)
Жених носил на свадьбе красиво расшитую рубашку (подарок невесты), суконный кафтан (чаще синего цвета), подпоясанный кушаком, серую смушковую шапку, сапоги, черные перчатки. Поверх кафтана у верховых чувашей жених надевал особое оплечье - украшение из разноцветного бисера на нитках, составлявших сетку, с раковинами по краям; ворот и передние края обшивались красным кумачом. В руках или за кушаком имелась нагайка.
Жених и дружки повязывали перекинутое через плечо или обернутое вокруг талии полотенце - подарок невесты.
Свадебная одежда невесты состояла из вышитой рубашки, передника, суконного пустава или особо разукрашенного шубора пуçтăрлă шупăр, сапожек либо кожаных ботинок с чулками. На свадьбе в доме своих родителей невеста вначале надевала девичьи украшения и тухъю, а также свадебное покрывало.
По древнему обычаю невеста дважды сбрасывала с головы покрывало и лишь на третий раз одевала его.
Во время обряда "сурпан сырни" в доме жениха молодую одевали в костюм замужней женщины, голову обертывали сурпаном, надевали хушпу и все женские украшения.
Выделялись своими одеяниями туй пуçě (предводитель свадьбы), или мăн кěрÿ (старший дружка) и туй арăмě (сваха).
На свадьбу дружка являлся в верхней одежде туй шупăрě (свадебный халат). Это распашная одежда из белого холста - длинная, прямая, без застежек.
Свадебный кафтан украшался богатой вышивкой, нашивками из шелковых лент.
Туй арăмě поверх костюма с украшениями или кафтана накидывала на спину специальный шелковый или расшитый платок - знак ее особого положения на свадьбе.
Среди свадебных предметов ярко выделялись орнаментированные платки и покрывала - это çулăк, кěрÿ тутри (наспинный наряд жениха), ташă тутри (плясовой платок), сăра тутри (покрывало на чиряс с пивом).
Во время языческих религиозных обрядов и жертвоприношений участники моления старались одеваться в белое. Белый цвет был освящен, как отмечалось, традицией.
Старики-юмзи, руководившие церемонией, надевали белые прямоспинные халаты.
При совершении семейных ритуалов пожилая женщина - глава церемонии надевала мужскую шапку.
Детская одежда
Одежда мальчиков была близка к одеянию взрослых. Но в ее комплексе не имелось принадлежностей ритуального характера, по своей форме и покрою она приближалась к костюму стариков.
В то же время костюм девочек обнаруживал сходство с одеждой не пожилых женщин, а девушек.
История
Сравнительный анализ одежды и нарядов чувашей, проведенный А. А. Трофимовым, показал, что их древние корни и традиции связываются с Передней Азией. Так, согдийские скульпторы (II в. до н. э. - IV в. н. э.) на фигурах людей изображали рубахи с медальонообразными узорами - как кěскě на чувашских рубахах.
Женские богини "одеты" в покрывала (чув. пěркенчěк), тюрбаны (сурпан), а их головные уборы, состоящие из монет и раковин, повторяются в конструкции чувашских хушпу.
В произведениях, скульптурах мастеров Пенджикента (V-VII) вв. н. э.) встречаются почти все виды украшений, характерных для женского костюма чувашей.
Точки соприкосновения с ними обнаруживаются в одежде народов Индии и Ирана.
Чувашская народная одежда имеет сходства с костюмами народов Средней Азии и Казахстана. Выявлено много общего с нарядами этнографических групп туркмен, в частности, племени нохурли. Так, форму чувашской тухъи повторяет тахъя девушек нохурли, шерстяные онучи долак близки к тăла и т. д. Параллели наблюдаются с одеждой ногайцев, авар, этнографической группы греков - урум и других народов Кавказа.
Типологическое сходство наблюдается в традиционной одежде народов Урало-Поволжья - это покрой одежды, орнаментация, стиль украшений, общность названий предметов народного костюма.
Общую структуру имеют рубашки луговых марийцев и анат енчи, головные полотенца шарпан марийцев и сурпан вирьял и анат енчи, налобные повязки, поясные подвески солык и сěлкě, женские украшения из бисера и монет почкама (мар.) и ама (чув.), ошпу и хушпу с открытым верхом, такия и тухъя и т. д. Пласт параллелей, существующий в одежде и украшениях луговых марийцев и чувашей анат енчи и анатри, относится, надо полагать, к болгарскому времени. К более позднему времени следует отнести сходство между одеяниями вирьял и горных марийцев.
Сходства выявляются при сравнении костюмов чувашей, с одной стороны, татар (казанских, кряшен, мишарей), башкир, удмуртов (особенно этнографической группы бесермян), мордвы, с другой.
Чувашская народная одежда и украшения - богатейшая сокровищница материальной и духовной культуры прошлого. В тысячелетних традициях сосредоточены связи времени, племен, народов, культур разных географических регионов Азии и Европы. Костюм чувашей тесно связан с земледельческим укладом жизни.