21 ноября 2017 г. музей «Паха тере — Чудесная вышивка» посетили участники проекта «Социальный туризм» БУ «Центр социального обслуживания населения Чебоксарского района». Заместитель генерального директора фирмы художественных промыслов «Паха тере» Маргарита Павлова провела экскурсию по музею, подробно рассказала историю фабрики «Паха тере», ознакомила с прекрасными изделиями художников фабрики: Ефремовой Е.И., Симаковой М.В., Петровой Т.И., Андреевой А.В. Заинтересовал посетителей музея и стенд, оформленный из изделий участников детского конкурса по чувашской вышивке, ежегодно проводимого совместно с музеем Чебоксарского района «Бичурин и современность».
Коллективу фирмы художественных промыслов «Паха тере» удалось вдохнуть новую жизнь в почти утраченное искусство национальной чувашской вышивки, удалось сохранить бренд «Паха тере» как символ искусства национальной чувашской вышивки.
История промысла ручной вышивки в Чувашии началась с 1921 года, когда в селе Альгешево Чебоксарского уезда Казанской губернии открылась артель для мастериц ближних деревень. В конце 1923 г. для развития традиционного промысла было учреждено товарищество «Кустарь – художник», которое спустя шесть лет получило название «Паха тере», что в переводе с чувашского означает «чудесный, качественный узор». Фирма художественных промыслов «Паха тере» развивает и приумножает традиции фабрики «Паха тере», возникшей в 1923 г. Сегодня фирма является одним из крупных художественных и промысловых центров Чувашии и Российской Федерации. В его мастерских, цехах и лабораториях работали первые видные профессиональные художники и знаменитые вышивальщицы. В нем родилась профессиональная форма вышивки, основанная на народном искусстве низовых (анатри) чувашей.
Произведения фабрики экспонировались в более 120 выставках, проведенных в 67 странах Европы, Азии и Американского континента. Самые большие коллекции хранятся в Чувашском государственном художественном музее, Чувашском национальном музее, Российском государственном музее этнографии (Санкт-Петербург).
Сегодня можно смело утверждать, что удалось сохранить не только славное имя предприятия, но и возродить интерес к продукции, главным элементом которой являются вышитые национальные узоры.
Посетители музея смогли убедиться, что национальный чувашский узор хоть и геометричен по своей сути, но очень разнообразен. Каждый символ имеет свое особое значение. Это позволяет изделию быть не только красивым, но и передавать определенное послание своему владельцу или быть оберегом.
Чуваши в прошлом поклонялись огню, воде, земле. Поэтому в орнаментах старинных вышивок большое место занимали знаки этих субстанций. Одним из любимых узоров чувашских мастериц является космический огонь. Его изображение напоминает половину свастики. В древности на Востоке предки чувашей гунны, другие тюркские и, может быть, древнегерманские племена жили вместе. Впоследствии их исторические пути разошлись, но символический знак огня сохранили и немцы, и чуваши. Изображение огня особенно часто встречается на мужских кафтанах (шупӑр).
Ведущим орнаментом в чувашской вышивке является знак Солнца, как источника жизни. Солнце вышивалось в форме круга, крестика, квадратика, свастика, восьмиугольника. До наших дней сохранился принцип изображения кӗскӗ, узора нагрудной части женской рубахи в виде солнца, двух крестиков, положенных друг на друга. По преданиям в древности светили 3 Солнца и на Земле была благодать. Когда злые силы из зависти убили двоих из них, третье, испугавшись, улетело в бескрайнюю высь. Ударили морозы, погибли плоды, настали холод и голод. «Пусть каждая женщина вышьет на своих полотнах ярким красным цветом три Солнца, что когда-то светили Земле. Вышивки эти мы назовем «хӗвел тӗрри»-солнечными»- решили мудрецы и вернули Солнце назад. Дневное светило на многих узорах вышивается с ногами (солнце, месяц и другие астрономические объекты воспринимались как живые существа и обожествлялись).
В узорах, показывающих жизнь на земле и на небесах, размещались живые существа - птицы. звери, люди: На многих орнаментах птицы расположены симметрично по обеим сторонам дерева или растения. Если птенчики «бегут» друг за другом, то их «мама и папа» смотрят друг на друга.
По высказываниям исследователей, понятие «растение» совпадало у предков чувашей с понятием «жизнь». Сок, бегущий по стволу, питает дерево. Отсюда и дерево жизни, корнями уходящее в матушку-землю, а ветвями тянущееся к солнцу. Не зря чуваши говорят: «Мы одного корня». Свою родословную они тоже представляли в виде дерева.
Чувашская народная одежда и украшения – богатейшая сокровищница материальной и духовной культуры прошлого. Ознакомление с экспозициями музея «Паха тере — Чудесная вышивка» дало возможность участникам проекта «Социальный туризм» сделать вывод о том, что изучение и знание прошлого народа, культуры, своего языка, языка своих родителей, дедов, прадедов обязательно для цивилизованного человека. Это обогащает духовный мир, служит сохранению культурных и духовных традиций народа.
Лариса Афанасьева, специалист по социальной работе БУ ЦСОН Чебоксарского района Минтруда Чувашии, от имени всей группы выразила благодарность за экскурсию и пожелала всему коллективу фирмы художественных промыслов «Паха тере» крепкого здоровья, успехов в сохранении и развитии народного промысла — вышивки, процветания и благополучия.